Арбитражный суд Москвы, повторно рассмотрев иск северодвинского центра судоремонта "Звездочка" (Архангельская область) к Министерству Обороны России, взыскал с ответчика более 241 миллиона рублей по госконтракту на строительство спасательного буксирного судна проекта 22870 "Капитан Гурьев", следует из опубликованного решения суда.
Астраханский судостроительный завод, филиал "Звездочки", построил судно и в декабре 2018 года передал его военно-морскому флоту. В контракте от 1 сентября 2014 года цена судна была согласована на уровне 2,7 миллиарда рублей, однако из-за изменения курса валют итоговая стоимость оказалась на 241 миллион рублей выше. Исполнитель обращался к заказчику с предложением заключить допсоглашение об увеличении цены контракта, но Минобороны ответило, что из-за отсутствия лимитов финансирования на 2019 год оплата курсовой разницы не представляется возможной.
"Звездочка" уже пыталась взыскать эту сумму с Минобороны в иске, поданном в июле 2019 года. В нем было заявлено требование о взыскании неосновательного обогащения. Однако суды четырех инстанций, включая Верховный в марте 2021 года, отклонили иск. В новом иске на ту же сумму, поданном в мае 2021 года, предприятие заявило уже требование о взыскании убытков, причиненных бездействием Минобороны, не пожелавшим обращаться в правительство России за корректировкой цены контракта.
Сначала суды двух инстанций отклонили иск. Они отметили, что в случае корректировки истец действительно мог бы рассчитывать на заявленную в иске сумму, но корректировка должна была произойти в ходе исполнения контракта. Между тем контракт был полностью исполнен и прекращен. Арбитражный суд Московского округа с таким подходом не согласился и в сентябре 2022 года отправил дело на пересмотр.
Как указал суд округа, из письма аппарата правительства следует, что само Минобороны признало наличие оснований для изменения контракта и согласилось с его новой ценой. При этом ответчик не представил доказательств невозможности обращения в правительство за корректировкой цены. При новом рассмотрении суд учел выводы кассационной инстанции.
Спасательные буксирные суда (СБС) проекта 22870 имеют наибольшую длину 57 метров и ширину 14 метров. Экипаж СБС составляет около 30 человек, в ходе проведения поисковых и спасательных операций судно может принять на борт свыше 60 человек. Такие суда также могут тушить пожары и поддерживать аварийные корабли на плаву. На них есть оборудование для выполнения сложных водолазных работ на глубинах до 60 метров.