Больше актуальных новостей и нормативных документов для качественого выполнения ГОЗ вTelegram канале @AcademiaGOZ
Верховный суд принял во внимание доводы заявителя о том, что суд отказывает Исполнителю в иске о взыскании с Головного Исполнителя суммы окончательного расчета по контракту, заключенному в рамках отношений кооперации исполнителей, выполняющих государственный оборонный заказ (контракт по ГОЗ заключен Головным исполнителем с Государственным Заказчиком), если цена подлежащих выполнению работ является ориентировочной и подлежит переводу в фиксированную (твердую) по результатам проверки экономической обоснованности, и на момент рассмотрения иска (по данному предмету) не наступили условия перевода ориентировочной цены в фиксированную: не согласован с Государственным Заказчиком протокол фиксированной (твердой) цены и от Государственного Заказчика не поступили денежные средства на оплату работ.
С учетом требований Закона о государственном оборонном заказе денежные средства на оплату работ выделяются только после проверки затрат, понесенных исполнителями, так как все исполнители оборонного заказа обязаны отчитываться перед стоящим выше его по цепочке контрагентом о целевом расходовании выделенных бюджетных средств и несут ответственность за нецелевое расходование выделенных из бюджета средств, что подтверждается письмом Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 19.02.1996 № С5-7/03-93 «О Федеральном законе «О государственном оборонном заказе».
Цена контракта является ориентировочной и подлежит переводу в фиксированную, для чего исполнитель не позднее одного месяца со дня сдачи продукции представляет в установленном порядке покупателю Протокол согласования фиксированной (твердой) цены поставляемой продукции с приложением расчетно-калькуляционных материалов и заключения ВП поставщика на фиксированную (твердую) стоимость продукции.
Условиями перевода ориентировочной цены в фиксированную является утверждение Заказчиком протокола фиксированной цены, в соответствии с согласованной фиксированной стоимостью единицы работ, в течение 10 банковских дней с момента подписания Заказчиком акта сдачи-приемки работ и поступления денежных средств от Головного исполнителя на основании представленных исполнителем вместе с результатом работы оригиналов документов: акт сдачи-приемки; счет на окончательный расчет за выполненную работу; счет-фактура; товарная накладная на отгрузку продукции Исполнителю (получателю) (форма ТОРГ-12); удостоверение ВП Исполнителя на выполненные работы по установленной форме.
Важно! Существенное значение при рассмотрении дела имеет протокол твердой фиксированной цены, согласованный Государственным Заказчиком с Головным Исполнителем по государственному контракту, и поступление денежных средств из федерального бюджета Головного Исполнителя, который, в свою очередь, получает их от Государственного Заказчика (Министерства обороны РФ). Поскольку на момент рассмотрения иска денежные средства из федерального бюджета для проведения окончательного расчета по контракту и дополнительным соглашениям к нему от Государственного Заказчика Головному исполнителю не поступили, что подтверждается справкой, согласно которой финансирование проведено не в полном объеме, то у Головного исполнителя не возникло обязанности по оплате выполненных Исполнителем работ до поступления соответствующих денежных средств из бюджета РФ для проведения окончательного расчета. Согласно пункту 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 по смыслу п. 3 ст. 157 Гражданского кодекса Российской Федерации не запрещено заключение сделки под отменительным или отлагательным условием, наступление которого зависит, в том числе, и от поведения стороны сделки. Документы:
Определение Верховного суда РФ от 27 сентября 2024 года № 305-ЭС24-11119 по делу №А40-98876/2023
Решение АС города Москвы от 25 сентября 2023 года по делу №А40-98876/2023