Больше актуальных новостей и нормативных документов для качественого выполнения ГОЗ вTelegram канале @AcademiaGOZ
подготовлен во исполнение подпункта «з» пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 15 марта 2023 г. № Пр-528 в целях установления компенсационных выплат на возмещение части расходов по договорам найма (поднайма) жилых помещений для работников отдельных организаций оборонно-промышленного комплекса (далее – организации, ОПК, компенсационные выплаты).
В соответствии с указанием Президента Российской Федерации от 24 июля 2024 г. № Пр-1393 проектом указа ограничивается круг организаций ОПК, работники которых имеют право на получение компенсационных выплат для возмещения части расходов по договорам найма (поднайма) жилых помещений за счет средств Субсидии перечнем организаций, которым предоставлено право устанавливать особые условия труда (согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 1 августа 2022 г. № 1365 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах», принятому в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 261 Федерального закона «Об обороне» и частью второй статьи 252 Трудового кодекса Российской Федерации).
Принятие проекта указа необходимо в целях создания правовых оснований для освобождения начиная с 1 января 2024 года от обложения налогом на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) и страховыми взносами сумм компенсации, выплачиваемых организациями ОПК своим работникам за счет средств Субсидии в соответствии с пунктом 1 статьи 217 и абзацем третьим подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).
Анализ правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования, указывает на следующее.
Получателями Субсидии в 2024 году являются более 180 организаций ОПК, которые планируют компенсировать своим работникам расходы на найм жилья в общем объеме более 1,1 млрд рублей и согласно действующему законодательству указанным организациям, необходимо дополнительно изыскать и заплатить в доход федерального бюджета более 332 млн рублей (30,2 %) страховых взносов, а работникам данных организаций – более 143 млн рублей (13 %) НДФЛ, что существенно снижает эффективность данной меры поддержки, учитывая, что осуществляется компенсация в размере половины стоимости найма жилья.
Вместе с тем, Решение о порядке предоставления Субсидии, устанавливающее указанную меру социальной поддержки работников организаций ОПК, принятое в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 4 Единых правил, не является нормативным правовым актом и не позволяет избежать обложения указанных выплат НДФЛ и страховыми взносами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации и третьего абзаца подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежат обложению НДФЛ и страховыми взносами все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, связанных, в частности, с возмещением расходов на оплату жилых помещений, предоставляемых во временное пользование.